Безопасность жизни и здоровья детей в быту

Содержимое статьи

Безопасность детей в бытуконсультация

Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.

О безопасности детей дома

Когда в семье появляется малыш, перед родителями встает несколько важных задач, среди которых не на последнем месте — обеспечение безопасности ребенка. Уже через несколько месяцев после рождения он перестанет просто лежать в кроватке, начнет изучать окружающий мир. Как дать ребенку свободу действий и при этом защитить его от возможных опасностей? Расскажем в этой статье.

Какие опасности поджидают дома

Любой современный дом полон потенциальных угроз: от острых углов до бытовой химии в ярких упаковках. Учесть все факторы, способные навредить ребенку, очень сложно, но все-таки можно. Например, чтобы понять, какие предметы будут потенциально опасны, некоторые рекомендуют пройтись по дому на четвереньках и выявить все блестящие, яркие вещи, предметы, которые ребенок может поднять или сдвинуть, а также все открывающиеся дверцы и выдвигающиеся шкафы. О чем еще стоит помнить?

Об электричестве. Здесь три фактора опасности: провода (их лучше проложить под плинтусом или в специальном изоляционном коробе), штепсельные розетки (следует приобрести специальные заглушки), электроприборы (шнуры от техники не должны быть в зоне доступа ребенка, а все, что можно спрятать, лучше все-таки убрать туда, где малыш точно не достанет)

О мебели. Если на дверцах шкафчиков и ящиках предусмотрены замки — отлично, значит, их можно запереть. Ключи, разумеется, нужно вытаскивать из замочных скважин. Если же такой функции не предусмотрено — помогут специальные блокаторы, которые можно купить как в строительных, так и в некоторых детских магазинах

безопасность1

Об углах. Речь идет и о мебели, и о дверных косяках, и даже о дверях. Особенную опасность представляют острые углы столов и шкафов. Защитить ребенка от травм помогут специальные накладки

О дверях. Если даже взрослый может травмироваться, неаккуратно прищемив дверью пальцы, то что говорить о маленьком ребенке! Здесь существует два варианта защиты: фиксатор, не позволяющий двери закрыться, и амортизатор, который смягчит удар

О стеклах. Если в доме есть двери с большими стеклами, разумно будет оклеить их специальной пленкой, которая удержит осколки вместе и не позволит ребенку пораниться

Об окнах. Детям нравится смотреть на улицу, и даже если вы живете в частном доме, подоконники все равно остаются территорией повышенной опасности. Москитная сетка легко выдавливается, так что она не является защитой ребенка. Рациональным решением будет установка специальных решеток, особых ударопрочных стеклопакетов и полный контроль взрослых: никогда не оставляйте ребенка в комнате, где открыто окно. В продаже есть специальные блокаторы, не позволяющие малышу открыть окно, а также сигнализация, которая срабатывает, если окно оказалось открытым

О косметике, лекарствах и бытовой химии. Яркие упаковки привлекают внимание детей. При этом все эти средства несут повышенную опасность для ребенка. Их нельзя хранить на виду, а шкафчики, в которых составлена родительская косметика, средства бытовой химии и лекарства, следует запирать на ключ. Кстати, опасными продуктами считаются также крупы, мука, сахар – в общем, все, что может попасть в дыхательные пути и вызвать удушье. Такие продукты тоже лучше ставить повыше

О кухонной плите. Даже если у вас в доме установлена современная индукционная варочная панель и электрическая духовка, это не значит, что они не представляют опасности для ребенка. Поджечь квартиру с их помощью сложнее, чем с газовой плитой, но вот обжечься можно легко. Так что, если в семье есть маленькие дети или ожидается пополнение, лучше выбирать модели кухонных плит со специальной системой защиты от детей. То же самое касается посудомоечной и стиральной машин.

Когда нужно обезопасить дом?

Некоторые родители, которым выдвигают весь список требований безопасности (нередко с дополнениями), возмущаются: «Как же мы выросли во времена, когда ничего этого не было?» Если не пускаться в пространные размышления, ответ будет очень простым: чудом. Вообще специалисты расходятся во мнениях: кто-то считает, что приступать к обустройству безопасной среды нужно еще до рождения ребенка, а некоторые утверждают, что можно дождаться момента, пока малыш не начнет ползать. Лучший вариант — купить все заранее, по списку, и потом постепенно устранять опасности. Таким образом, к тому моменту, когда ребенок начнет ползать, а затем и ходить, дом уже не будет для него опасным.

безопасность2

Правила домашней безопасности

Мы составили памятку для родителей, которая поможет создать безопасную среду для ребенка:

  • Если в квартире несколько комнат, в одну из них доступ для ребенка должен быть закрыт. Именно здесь будут храниться все потенциально опасные вещи, а также документы, деньги и все предметы, безопасности которых может угрожать сам ребенок
  • На острые углы и розетки ставятся заглушки, на двери — фиксаторы или амортизаторы, на окна — специальные блокаторы
  • Провода убираются в короб или при помощи специальных креплений
  • Мелкие предметы не должны попадаться ребенку на глаза
  • Лестницы нужно перекрыть воротами безопасности
  • От скатертей, сервировочных дорожек и салфеток под посуду временно придется отказаться
  • Видеоняня поможет контролировать совсем маленького ребенка, если его нужно оставить одного
  • Коврик в ванной обязательно должен иметь резиновую нескользкую подложку

От трех до пяти

Со временем ребенок войдет в тот возраст, когда с ним можно будет поговорить о правилах безопасного поведения дома и на улице. К сожалению, мы живем в неспокойное время, когда правило «мой дом — моя крепость» практически не работает. Важно объяснить ребенку, что опасность для него могут представлять не только незнакомцы, но и люди, которым он доверяет. Пола Статмен в «Безопасность вашего ребенка. Как воспитать уверенных и осторожных детей» ссылается на статистику центра защиты пропавших и эксплуатируемых детей, показывающую, что около 350 тысяч похищений в год производится родственниками, вовлеченными в сражение за опеку. И такие «битвы» зачастую направлены на месть бывшим супругам, а не на обеспечение достойной жизни ребенка. Поэтому малыш должен понимать, что не всегда и не во всем он должен беспрекословно подчиняться и слушаться взрослых.

Что нужно знать подросшему ребенку?

В первую очередь – о выстраивании личных границ: ребенку нужно аккуратно, но доходчиво объяснить, что никто не имеет права трогать его без разрешения, принуждать и запугивать. Все та же статистика говорит о том, что насильниками чаще оказываются знакомые люди в собственном доме, а не незнакомцы на улице.

Ценные советы по безопасности дома

безопасность3

О чем еще стоит рассказать ребенку, способному здраво оценивать информацию?

  • Никому не открывать двери. Никому — это значит никому: родители должны иметь ключи от квартиры. И даже если с той стороны кричат, умоляют о помощи или загадочно молчат — открывать дверь нельзя
  • Быть готовым и не терять голову. В любой ситуации — звонить родителям (для этого нужно научить ребенка пользоваться экстренным вызовом на телефоне)
  • Не играть с огнем, водой и любыми потенциально опасными приборами. На самом деле дети очень хорошо понимают полученную информацию, если она представлена в визуальной форме. Как пишет об этом Л. В. Петрановская в «Что делать, если. », неплохо посмотреть с ребенком специальные обучающие видео, где подробно рассказано о последствиях таких игр

Золотые правила безопасности

А вот инструкция для родителей, которые учат своих детей ОБЖ:

  • Даем положительные установки вместо негативных. Не «никогда ничего не бери у незнакомцев», а «спроси у меня, можно ли взять»
  • Каждый разговор на тему безопасности начинаем с вопроса: «Что будешь делать, если. »
  • Наставления и запугивания заменяем игрой и личным примером
  • Хвалим. За интересную идею, мнение, переживания: нужно выстроить с ребенком доверительные, честные отношения (честность должна работать в обе стороны)
  • Рассказываем конкретные истории (можно на примере сказок)
  • Проводим проверки с помощью друзей

И помните, что ребенок — это отдельная личность, которая только развивается и познает этот мир. Защитить его от всех опасностей невозможно. Но можно минимизировать последствия, заранее объяснив ребенку правила безопасного поведения в доме и на улице.

Безопасность детей в быту

Мы привыкли считать, что наш дом – самое безопасное место на планете. Но не для ребенка, потому что он ухитряется причинить себе вред самыми разными способами. Так что не так просто обеспечить безопасность детей в быту

Безопасность детей в быту

Родителям надо понимать, что как только малыш научится свободно передвигаться по комнате, он начнет исследовать провода и розетки, находить на полу давно потерянные пуговицы и таблетки, выпавшие из упаковки. Сделав первые шаги, он будет пытаться влезть на стулья и диваны, стянуть скатерти и занавески, а также кастрюли с плиты. При этом он постоянно будет ускользать от внимания взрослых: многие несчастные случаи происходят, когда малыш находится дома с родителями.

Вот небольшая памятка, которая поможет вам предусмотреть меры безопасности детей в быту.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА ДО 3 ЛЕТ

Вы не сможете запретить ребенку исследовать окружающий мир – это факт. До двух лет самым надежным средством обеспечения его безопасности являются подготовительные мероприятия: нужно максимально убрать все опасные предметы, до которых может дотянуться малыш, из зоны его внимания. Вам следует предусмотреть многое:

  • Убрать шнуры от бытовых приборов с открытого пространства
  • Розетки закрыть предохранителями
  • Не оставлять без присмотра утюг, электрочайник, щипцы для завивки волос, кипятильник, паяльник и т.д.
  • Также стоит поставить подальше хрупкие предметы из стекла и пластика, градусник, все сыпучие мелочи: монеты, таблетки, канцелярские скрепки, кнопки и т.д.
  • Всю бытовую химию спрячьте в места, до которых ребенок не сможет добраться: в шкафы, на полки, ящики, расположенные достаточно высоко
  • Если в доме есть спички, просто положите их в недоступное место: вы удивитесь, до чего ловко малыши осваивают чудесную способность получения огня! Так что лучше не экспериментировать

Дети в 3 года уже понимают слово «нельзя». Их степень свободы больше, чем у детишек до двух лет, но и жизненный опыт шире. Лучше всего приучить ребенка обращаться к взрослому, прежде чем что-то незнакомое взять или съесть. Установите такое правило и требуйте его неукоснительного соблюдения.

Знакомая рассказывала, как однажды ее трехлетний сын нашел на полу случайно потерянную таблетку активированного угля.

– Мам, а можно я эту таблетку съем? – спросил ребенок.

– Нет, нельзя, – последовал ответ.

– Потому что все таблетки принимают по показаниям.

– Так я же показал…

Хорошо, если ребенок сообщает о своих намерениях. В этом случае есть возможность повлиять на событие и предотвратить нежелательные последствия.

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Несмотря на то, что дошкольники в целом с пониманием относятся к требованиям взрослых, вопрос безопасности детей в быту по-прежнему стоит довольно остро.

Дело в том, что в этом возрасте ребята ощущают себя достаточно самостоятельными и хотят помогать родителям: девочки – попробовать себя в роли хозяек, мальчики проявляют интерес к электроинструменту. Это значит, что родители должны рассказать им о правилах безопасности при обращении с газовыми или электрическими плитами и приборами. Запреты и излишняя опека могут уничтожить мотивацию детей, поэтому им надо давать свободу, в то же время наблюдая, как они справляются.

ДЕТИ И ГАЗ

Объясните детям, чем опасна утечка газа. Можете рассказать истории о взрыве бытового газа, подкрепив свои слова фотографиями из интернета о последствиях подобных происшествий.

Вода или бульон, загасившие конфорку, могут стать причиной такой утечки. В воздухе ощущается резкий запах газа. Что нужно делать в такой ситуации?

  • Если дома взрослые, немедленно сообщить им об этом
  • Не пытаться зажечь газ немедленно: если утечка существенная, может произойти взрыв!
  • Не включать свет в кухне
  • Открыть окно и подождать, пока газ выветрится
  • Очистить плиту

Только теперь можно вновь зажечь конфорку и продолжить готовить.

ДЕТИ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

В современных квартирах много электроприборов. Важно, чтобы все они были исправными и безопасными. Немало трагедий произошло из-за оголенных проводов, сломанных розеток, искрящих контактов. Возможно, взрослые приспособились к этим особенностям бытовой техники, но не ребенок, у которого еще нет сноровки и необходимых навыков.

Непременно проведите с ним инструктаж, прежде чем допустить до работы с электроприбором.

  • Нельзя трогать электроприбор мокрыми руками
  • Работать нужно, предварительно надев обувь на прорезиненной подошве
  • Во время работы не отвлекаться и не оставлять прибор включенным, если приходится временно прервать занятие с ним
  • По окончании работы нужно выключить прибор из розетки: особенно важно это делать перед уходом из дома

Ребенок должен знать и о пользе электричества, и о том, как оно преображает нашу жизнь, меняет ее к лучшему, но только в умелых руках хозяйки или домашнего мастера.

Сотрудники МЧС уверяют, что большинство происшествий происходит из-за недостаточного внимания взрослых к проблеме безопасности детей в быту. Отсутствие профилактических бесед с ними, попустительство со стороны взрослых, беспечное отношение к правилам техники безопасности приводит к серьезным последствиям: травмам, утрате имущества и даже гибели людей. Чтобы этого не произошло в вашей жизни, возьмите бытовую безопасность в доме под свой контроль.

В дополнение к статье «Безопасность детей в быту» смотрите вместе со своими детьми мультфильм: «Правила безопасного поведения детей в быту»

Безопасность детей: правила поведения ребенка в различных ситуациях

Безопасность детей: правила поведения ребенка в различных ситуациях

Научить детей безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей. Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

В первую очередь за формирование правильных взглядов ребенка на мир и его безопасность отвечают родители. Это начинается с первой минуты появления на свет. Вместе с организацией своего поведения, правильного кормления, ухода за малышом рождается важная проблема – безопасность детей в различных жизненных ситуациях.

Окружающий мир постепенно захватывает внимание ребенка. С каждым днём он пытается узнать, попробовать что-то новое. Только правильное поведение родителей (или лиц, ухаживающих за детьми) обеспечивает безопасное знакомство с манящей неизвестностью любых предметов.

При этом первой задачей считается создание максимально безопасных условий в месте нахождения ребенка. Не надо ждать момента, когда может случиться беда: надо предварительно продумывать каждую мелочь в окружении ребенка. К сожалению, часто бывают неприятные проблемы, требующие тяжелого, длительного лечения (например, вылил на себя кипяток из чайника).

В возрасте ребёнка до 3 лет основная роль принадлежит маме. Заботы вырастают как снежный ком при появлении навыков ползания, ходьбы. Опасность для малышей представляют многие обычные предметы быта: стулья, столы, розетки, посуда, мелкие игрушки, бытовые приборы и другие элементы. Объяснять их правильное использование, соблюдение мер безопасности рекомендуется родителям в форме игры, постоянных бесед, общения с малышом. Процессы обучения должны проходить параллельно с объяснением безопасного использования игрушек, окружающих предметов. При этом надо как можно больше разговаривать с ребенком. Ласковый голос мамы для него является главным источником правильного восприятия мира.

В современное время вместе с интересными приспособлениями, игрушками для родителей родилась особенная проблема: интерактивные игры, интернет, море разных видов игрушек, которые привлекают даже малышей до 3 лет. Удивительно быстро они начинают их понимать, требовать и бесконечно долго играть, что, несомненно, должно быть под контролем родителей и направляться в правильное русло. Эта проблема с ростом ребенка становится главной и тоже требует учета мер безопасности, чтобы сохранить, например, зрение детей.

Время малышей до 3 лет быстро заканчивается, и каждый ребенок вступает в пору другой жизни, которая связана с адаптацией его в современном обществе с его законами, правилами безопасного поведения. Освоить их помогают уже не только родители, родственники, но и воспитатели детских садов, учителя. При этом первым шагом является знание фамилии, адреса проживания, телефонов родителей. Совместными усилиями знания безопасных правил поведения постоянно проверяются, разбираются ошибки, устраиваются небольшие проверки в зависимости от возраста ребенка.

Безопасность детей дома

Безопасность детей дома

Даже в правильно организованном домашнем пространстве могут появиться неожиданности, представляющие опасность для малышей. Например, возможность залезть на подоконник, выйти на опасный балкон. Надо попытаться предусмотреть максимальное число опасных ситуаций и предотвратить их осуществления. Для контроля над ними предлагается воспользоваться списком «популярных» опасных мест дома:

  1. Розетки, электроприборы. Доступ к ним должен быть недоступен.
  2. Плита в кухне считается особенно притягательным местом. Горячий чайник, кастрюли нельзя ставить близко к краям.
  3. Все острые углы на мебели должны быть защищены специальными накладками.
  4. Пакеты (их дети любят одевать на голову), шнурки, веревочки, пояса, шарфики часто примеряют на шею.
  5. Все химические средства, налитые в бутылки, напоминающие сок, воду (уксус, моющие средства).
  6. Режущие, колющие средства. Иголки, нитки, маникюрные принадлежности, пуговицы, булавки.
  7. Лекарства, спички, зажигалки.

Время оставить детей дома одних наступает обязательно в каждой семье. Это определяется индивидуально и зависит от самостоятельности, доверия к ребенку. Постепенное приручение его оставаться одному надо делать обязательно, предусмотрев следующие приемы безопасности:

  1. На видном, доступном месте (всегда на одном и том же) оставить телефоны: родителей (рабочий и личный), (ближайших родственников, которые могут быстро приехать). Милиции, скорой помощи, соседей. Сейчас у детей рано появляются личные мобильные телефоны, и они прекрасно ими пользуются.
  2. Проверить работу газовой плиты, воды, закрыть окна, двери или проверить защитные устройства. Еду для детей оставить в приготовленном виде или научить пользоваться СВЧ устройством для подогрева.
  3. Научить детей пользоваться глазком и не открывать дверь по первому сигналу в домофон или дверь. При появлении незнакомого человека за дверью никогда не говорить, что ты один дома (по телефону это тоже делать запрещается), а быстро связаться по одному из родительских телефонов, соседям (или позвонить в милицию).
  4. Объяснить детям, что за закрытой дверью они находятся в безопасности. Выходить на площадку нельзя. Надо подождать ухода, стоящего за дверью незнакомца.
  5. Уходя из дома в вечернее время, необходимо оставить включённым свет в комнатах.
  6. .Если ребенку разрешается погулять (возраст и обучение правилам прогулок позволяют), то нельзя размещать ключи от квартиры на шее, поясе. Для этого необходимо предусмотреть удобный внутренний карман с застежкой. Перед прогулкой ребёнок должен быть приучен выполнять следующее правило: оставить информацию куда, с кем, на какое время идет, когда вернется домой. Указать способ быстрой связи с ним.

Информационная безопасность детей

Информационная безопасность детей

Практические навыки безопасной жизни дети осваивают в период своего формирования по-разному. Далеко не сразу правильно выполняются советы родителей типа «не ходи», «не разговаривай», «не бери» и т. д. Роль частицы «не» в понятийном аппарате формируется не сразу. Часто следует обратное действие: «не открывай, заменяется значением – открывай» и т.д.

Психологи советуют подавать информацию о безопасности другими выражениями с детальным уточнением. Например, вместо запрета «не гуляй», правильнее сказать «гуляй во дворе, недалеко от дома». Вместо выражения «не открывай» говорить «не открывай дверь быстро, не посмотрев в глазок, и незнакомым людям». Запрещающие действия лучше подавать в разрешительном формате с объяснениями, что надо делать.

Правила информационной безопасности можно объединить по следующим направлениям:

1. Знание полных сведений о друзьях ребёнка, их местах проживания, адреса родителей (при этом не надо бояться оставлять свои координаты). Места для игр в собственном и соседнем дворе.

2. Объяснение опасных для жизни ситуаций, находящихся в зоне игр. Например, правила поведения на открытом водоеме, правильным мероприятиям на воде. Для этого первые навыки надо объяснять во время купания в ванне (нырять, задерживать дыхание, не закрывать глаза под водой). Главное, преодолеть первый испуг, когда дети «теряют дно» под ногами. Рассказать об опасностях замерзших водоёмов, хождениях по тонкому льду.

3.Обучение правилам дорожного движения для пешеходов. При этом важно помнить, что детям свойственно подражание и если родители сами нарушают требования прохода на зеленый свет или по зебре, то и дети обязательно попробуют сделать так же. Результат может оказаться тяжелым. Оптимальный маршрут надо освоить вместе, много раз, выполняя все требования, несмотря на поведение рядом идущих.

Необходимо учитывать, что маленький ребенок не всегда слышит предупреждающие сигналы автомобиля. Он фиксирует внимание одновременно на нескольких объектах. Эмоции, темперамент ребенка могут быть вызваны удивлением новой модели машины или любого другого предмета. Радость, любопытство отвлекает его от осторожности, элементов безопасности. В то же время при прогулке вместе с подростком, надо давать ему определённый объём самостоятельности, не вызывая излишнего нравоучения, что вызывает негативную реакцию.

4.Кроме указаний родители всегда должны помнить о тактичном поведении с детьми, особенно при объяснении информации о безопасности. Это относится к разговорам о сексуальных проблемах, возникающих в неблагоприятных ситуациях. С раннего детства рекомендуется осторожно объяснять детям, к каким местам нельзя допускать прикосновение чужих людей.

Почему нельзя посещать общественный туалет по одному, гулять на пустырях, заходить подвалы, заброшенные здания. К сожалению, сексуальная преступность настоящего мира сильно возросла и дети должны знать об этом. Малыши не должны брать конфеты, другие сладости у незнакомых людей, подходить к неизвестным машинам, отзываться на предложения типа «я отведу тебя к маме».

5.Особое внимание надо уделить вопросу общения с животными на улице. Лучше всего, если дома есть свои собака, кот, а родители регулярно рассказывают о разных породах собак, их характере, правилах поведения при встрече.

6.Новшеством современного мира явилось общение в интернете. Остановить этот тип прогресса (полезный и интересный) нельзя. Но он таит в себе множество опасностей для несформированного детского мировоззрения. Что бы избежать очень неприятных ситуаций рекомендуется выполнить следующие правила при первой покупке компьютера:

  • оговорить перечень правил посещения сети интернет. Компьютер должен находиться в зоне видимости родителей. Иметь антивирусные программы, настройки, фильтры, используемые для безопасного путешествия по интернету. Установить режим «родительский контроль» со списком запрещённых сайтов, игр, программ. Оговорить время работы в сети;
  • постоянно разговаривать с детьми об их друзьях в интернете. Объясните, почему встречаться с ними нельзя (они часто не те, за кого себя выдают в сети). Научите пользоваться псевдонимом (во время онлайн игр), не выдавая личную информацию. Не открывать файлы, сообщения незнакомых адресатов;
  • с подростками следует обсуждать проблемы азартных игр, сайтов с порнографией, насилием. Просто запретить это делать нельзя (запретный плод сладок). Только доверительные, дружественные отношения помогают справиться с нежелательной информацией и выработать правильное отношение ко всей информации из интернета. И тогда знаменитое выражение «интернет это помойка» можно не слушать, а получать массу интересных знаний без похода в библиотеку.

Безопасность детей в подъезде

Безопасность детей в подъезде

Для ребёнка, гуляющего во дворе, вид двери собственного подъезда кажется надежным укрытием, защитой в любой неоднозначной ситуации. К ней бегут всегда, надеясь найти спасение за знакомой дверью. Иногда защитные функции сильно преувеличены и там, внутри родного подъезда может произойти несчастье. Родители должны научить детей любого возраста правильному поведению в подъезде.

Осторожность, внимание необходимо соблюдать при приближении к дому и на следующих этапах:

1.При подходе к подъезду рекомендуется обратить внимание на идущих рядом людей и убедиться, что никто из них не проявляет повышенного внимания, слежения. При этом человек выглядит обычным прохожим. В таком случае необходимо позвонить родителям, подождать появления соседей, знакомых и вместе с ними войти в подъезд. Родители должны объяснить детям работу механизма закрытия дверей подъезда с использованием специального доводчика. Дверь закрывается с задержкой по времени и ребенок должен сам закрыть дверь и дождаться хлопка. Даже небольшого зазора оставлять нельзя;

2.Запрещается входить в подъезд сразу за человеком, вызвавшим подозрение, дискомфорт, просто незнакомым. Он может поджидать ребенка за дверью подъезда, на лестнице, в любом другом месте. Если незнакомец стоит у входа, то для безопасности ребенку надо объяснить, что не стыдно обратиться за помощью в проходе до квартиры вместе со знакомым человеком (соседи, старшие братья, мужчин с ребёнком, милиционеров).

3.Если подозрительный незнакомец оказался в подъезде вместе с взволнованным ребенком. Дети должны знать, что они должны позвонить в любую дверь на первом этаже (можно во все сразу), объяснить причину беспокойства и попросить проводить его домой. Категорически запрещается разговаривать с незнакомцем, отвечать на его вопросы. Даже если он предлагает «спасти котенка», «окажи помощь», «проведу домой, к маме, она просила». Ребенок имеет право на полное игнорирование беседы.

4.Использование лифта требует особой осторожности, навыков, беспрекословного выполнения требований безопасности:

  • самостоятельные поездки детей на лифте допускаются после обучения, неоднократной проверке правил пользования;
  • во время ожидания лифта ребенок должен внимательно следить за лицами, приближающимися к нему. Рекомендуется повернуться к ним лицом и приготовиться к неожиданному нападению. Входить в кабину лифта вместе с посторонними людьми категорически запрещается. В случае нахождения в ней вместе с незнакомцем, ребенок должен стать лицом к нему и рядом с дверью. В сложных ситуациях, когда происходят нежелательные действия (прикосновение к одежде, попытки насилия), необходимо сохранять спокойствие, попытаться защищаться (ударить в пах, укусить за нос, губу), нажать кнопку ближайшего этажа для остановки и бежать с криком. Хорошо иметь баллончик с аэрозолем (даже средство от комаров) и направить струю в лицо незнакомца;
  • после выхода из лифта надо внимательно посмотреть вокруг и не открывать ключом дверь, если рядом есть незнакомые люди. В противном случае надо нажимать на кнопки всех соседей, просить о помощи и войти домой в их присутствии.

Безопасность детей на улице

Безопасность детей на улице

Прогулки на свежем воздухе начинаются для детей с самого раннего детства. В это время для родителей появляется уникальная возможность обучить малышей правилам безопасной игры на улице. При этом нельзя забывать о собственном поведении родителей (например, не тащить санки с ребенком через дорогу, постоянно разговаривать по мобильному телефону, не обращая внимания на действия детей). Ребёнок быстро вырастает из безопасных колясок, начинает ходить, стремится пройти в любое место, обрести «свободу».

С этого времени начинаются длительные уроки обучения главным приемам безопасного поведения:

  1. Объяснить где находится проезжая часть для машин и где должны находиться пешеходы. Детям надо рассказать о том, что машина не может остановиться быстро, существует тормозной путь. Запрещается выбегать на проезжую часть, даже если туда закатился любимый мяч.
  2. Нельзя трогать автомобиль (даже стоящий), прятаться за его колесами во время игры в прятки, подбегать к медленно идущей машине (даже когда за рулем папа или мама).
  3. Спокойно отойти в сторону, к подъезду и подождать проезда автомобиля во дворе.
  4. Стоящую машину обходить спереди, сзади на некотором расстоянии (в случае её непредсказуемого движения есть время на прыжок в сторону).

Особое внимание уделяется обучению правильным методам перехода улицы. Вместе с родителями в этом процессе должны участвовать все взрослые, находящиеся рядом.

  1. Переходить дорогу надо только в местах, разрешённых для перехода («зебра» или светофор).
  2. Категорически запрещается бегать на переходах: идти надо спокойным шагом. При любой неуверенности надо подождать взрослого и перейти вместе с ним. Торопиться выходить на разрешающий сигнал нельзя: за первым движущимся автомобилем может находиться другой, заканчивающий движение. Его надо пропустить.
  3. Не нарушать основное правило перехода дороги: сначала посмотреть налево, во второй половине перехода – направо.
  4. При наличии подземного перехода им надо воспользоваться в первую очередь.
  5. Общественный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, маршрутные такси) с любой стороны обходить небезопасно. Родители должны уделить этому моменту особое внимание. Ожидать общественный транспорт положено на остановках (не на ближайших обочинах).
  6. Во время перехода дороги с недостаточной видимостью (вечер, ночь, снег, дождь, туман) обязательно иметь на одежде вставки из светоотражающей ткани. Специальные фликеры: значки, метки, повязки, заметные в темноте. Они видны водителям на расстоянии 180 м в свете ближних фар и до 400м при освещении дальними фарами.
  7. Во время походов в организованных группах руководствуются специальными правилами. Они предусматривают движение колонной, в сопровождении во главе взрослого и специального замыкающего строй. У детей имеются любые опознавательные знаки (флажки, шарики, цветки).
  8. Если ребенок едет на велосипеде, роликах, то родители объяснят ему правила перехода через дорогу. Несколько раз процесс проводят вместе. Когда надо остановиться слезть с велосипеда, взять в руки ролики объясняют до полного понимания и появления уверенных действий.

Во время посещения мест общественных мероприятий, гуляний, походов по рынкам, магазинам или другим местам, где обязательно будет много людей, необходимо обеспечить следующие элементы безопасности:

  1. Маленьким детям подобрать одежду с меткой (имя, фамилия, телефон для связи, медикаментозными противопоказаниями). Желательно иметь яркий наряд, хорошо заметный на расстоянии.
  2. Иметь с собой четкую фотографию ребёнка.
  3. Маленького ребенка необходимо всегда держать за руку (а не за сумку, одежду родителей). Он должен стоять перед взрослым во время выбора товара.
  4. С подростками заранее оговаривают время и место встречи.

Безопасность детей в транспорте

Безопасность детей в транспорте

Сейчас сложно представить молодую семью, проживающую в городе, без личного автомобиля. Он давно стал необходимостью, а не элементом «показухи» роскошной жизни (хотя есть и такое). С раннего детства важные дети едут с мамой, папой в личном транспорте за город, в поликлинику, магазин. Обеспечить их безопасность обязаны родители, выполняя утвержденные правила проезда, собственные методы осторожности (например, не ехать в часы «пик», по опасным участкам дороги). Для безопасного путешествия с детьми рекомендуется выполнять следующие правила:

  1. Дети до 12 лет должны ехать в специальных креслах, рассчитанных на вес, рост ребёнка.
  2. Сидеть на переднем кресле детям до 12 лет разрешается при наличии удерживающего устройства для детей.
  3. Все пассажиры личного транспорта должны быть пристегнуты ремнями безопасности (независимо от длительности путешествия).
  4. Самые безопасные места в салоне находятся в средней части и справа, когда легко выйти на тротуар.

С ростом, взрослением ребенка ему придется уметь пользоваться общественным транспортом. При этом он с детства должен знать, что надо внимательно подождать полной остановки транспорта, не выходить на проезжую часть. И только после этого начать посадку без запрыгивания в отходящий транспорт:

  1. Войти со стороны тротуара через заднюю площадку (выход через переднюю).
  2. Пропустить пожилых пассажиров, уступить им место.
  3. Во время поездки при отсутствии сидячих мест, надо пользоваться поручнями и не мешать проходу других пассажиров. Снять огромный рюкзак и во время движения держать его в руках.
  4. При выходе из общественного транспорта надо остановиться на тротуаре (в стороне, а не перед выходом и мешать следующим выходящим) и определить место ближайшего перехода (если это требуется). Обходить транспортное средство нельзя. Надо дождаться его отъезда и продолжить движение по требуемому маршруту по всем правилам. В это время ребенок переходит в статус «пешехода». Он должен уметь оценить дорожную ситуацию всех направлений: что делает ближайший автомобиль: стоит, продолжает движение. В каком режиме работы находится светофор. Если хоть одно условие соответствует значению «запрещено», надо понимать, что это опасно и подождать изменений дорожной ситуации.
  5. Запрещается отвлекать водителя, самостоятельно открывать двери, высовываться в открытые окна, выбрасывать через них мусор.

Безопасность детей в детском саду

Безопасность детей в детском саду

Посещение детского сада является первым шагом в жизни малышей, когда появляется необходимость ответственности, дисциплины, внимательного общения не только с родителями, но и с воспитателем, няней.

Это очень важный период для родителей не только с точки зрения развития ребенка, но и с воспитанием безопасного поведения. С первых шагов надо разговаривать с малышом, объясняя ему любую ситуацию.

Обеспечивается безопасность пребывания ребёнка в детском дошкольном учреждении его сотрудниками, строго выполняющими требования всех действующих правил, инструкций. Вместе с родителями они помогают сформировать у детей безопасные приёмы общения, адаптации к условиям жизни в обществе. Утвержден обширный перечень правил безопасного пребывания в саду. Он включает в себя следующие элементы:

  1. Система пропуска на территорию, «сдача» ребёнка в соответствующую группу. Родители не должны отправлять детей одних, доведя их только до ворот. Уведомление воспитателя, няни о приходе делается ежедневно. Не допускается оставлять ребенка в чужой группе, вместе с вахтером, сторожем. Информация об утреннем времени прихода в сад, завтрак доводится при поступлении.
  2. Полные сведения о том кто приводит, имеет право забрать ребенка, уточняется при поступлении в установленном порядке. Родители должны объяснять детям, что уходить ни с кем (кроме законных представителей) из сада нельзя. В службе сада хранятся документы в виде копий паспортов законных представителей, оформленных доверенностей на лиц, которым разрешается отдать ребёнка. Иногда оформляется специальный пропуск. Незнакомым лицам до 18 лет детей отдавать нельзя.
  3. Родители вместе с воспитателями должны объяснить детям правила игр на детских площадках. В спортивных, музыкальных залах, комнатах конкретной группы. Обучить правилам хранения одежды, навыкам самостоятельного одевания.
  4. Безопасность детей обеспечивается выполнением утверждённых мер противопожарной и электрической безопасности. Для этого регулярно проводятся обучающие семинары, тренинги. В каждом саду имеются защитные двери, тревожная кнопка, план эвакуации детей, средства противопожарной защиты. Медицинский кабинет, специальный работник для оказания первой помощи до приезда скорой помощи. Весь процесс ознакомления с безопасными методами направлен на то, чтобы научить, уберечь, предвидеть любую неблагоприятную ситуацию. С раннего возраста сформировать культуру безопасности будущего взрослого человека.

Безопасность детей в школе

Безопасность детей в школе

В настоящее время школа стала по многим вопросам другой. Именно здесь дети не только учатся по утверждённым программам многих предметов, но и получают первые «синяки» от современной жизни. Трудности, возникающие перед ними, часто решаются самостоятельно (причем разными и не совсем правильными способами). Правильное поведение зависит от степени подготовки, знания информации, относящейся к разным ситуациям, которую в первую очередь обязаны тактично и незаметно дать родители.

Школьные проблемы, создающие не безопасное существование на протяжении 10 лет, можно представить следующим перечнем:

  1. Период начальной школы с малышами имеет свои особенности. Они заключаются в организации обязательного сопровождения детей, встрече их со школы. Ребёнок должен знать, что он не должен пользоваться приглашениями незнакомца отвезти домой, принять подарок. Заходить один в незнакомые места. Обо всех затруднительных моментах говорить учителю, охраннику, звонить родителям.
  2. Больше проблем с безопасностью появляется, когда дети начинают самостоятельный поход домой, в школу. Хорошо вспомнить слова известной песни: «Если с другом вышел в путь веселей дорога» и не только веселей, но и безопасней. Это одно из главных правил: стараться не быть одному, вовремя сообщать родителям о маршруте своего передвижения.
  3. Нельзя одному задерживаться для игр в парках, скверах, оврагах.
  4. Несмотря на усиленные меры по охране школы, возникают ситуации, когда в школу проходит незнакомец. Если дети видят его в туалете, то они должны знать, что надо немедленно уйти. Сообщить вахтеру, учителю. Для взрослых есть отдельный туалет.
  5. Взрослым школьникам необходимо обстоятельно рассказывать о «новых» современных опасностях: применениях наркотиков, участия в террористических актах, кражах детей (особенно девочек), сексуальных извращениях, внимательного отношения к работе в интернете.
  6. В любом возрасте дети должны сообщать о месте, времени занятий в спортивных, других секциях. Познакомить родителей с тренером, уточнить режим работы, получить максимальное количество телефонов (тренера, друзей). Маршрут возвращения ребенка должен быть оговорен и известен родителям.
  7. При любой попытке нападения на ребенка (его могут толкать в машину) он должен уметь защитить себя: громко кричать, привлекая окружающих. Применить правила самообороны (их надо показать дома, в секциях).
  8. Сейчас часто возникают ситуации со злыми насмешками, дразнилками, конфликтами с одноклассниками. При доверительном общении взрослый не должен яростно бросаться на защиту своего ребенка, но и молчать нельзя. Надо пойти в школу, разобраться, привлечь родителей другой стороны, классного руководителя и решить конфликт мирным путем. Но часто делать этого не стоит: ребёнок сам сможет решить свои проблемы, воспользовавшись советом после домашней дружеской беседы. Такие случаи неизбежны и для умных, воспитанных детей. Им надо помочь.

Правила пожарной безопасности для детей

Правила пожарной безопасности для детей

Знакомство с окружающим миром у всех детей проходит с непредсказуемым желанием узнать «а это что?». Отсутствие чувства страха влечёт их к спичкам, оставленным зажигалкам и другим предметам, создающих загадочный огонь. Наверное, после режущих, колющих предметов спички притягивают их больше всего. Правила пожарной безопасности для них пока не существуют, и в обязанности родителей входит задача научить им детей. Причём способы, методы обучения пожарной безопасности определяются для разных возрастных групп.

Детский сад. Занятия с воспитателем в виде проведения тематических игр. Во время их проведения малыши узнают кто такие пожарники, почему огонь опасен и какой вред он приносит. Даже двухлетний ребенок начинает понимать, что нельзя трогать розетки, провода, играть со спичками. Экскурсии, знакомство с огнетушителем, специальными указателями, наличие игрушечной пожарной машины, специальные мероприятия помогают сформировать первые навыки безопасного поведения.

Дети младших классов. В этом возрасте большинство детей посещают не только уроки, но находятся в продленке. Поэтому вопросам изучения правил пожарной безопасности уделяется особое внимание. С этой целью в школьную программу включен предмет ОБЖ, комплекс утверждённых тематических мероприятий, конкурсов. Они обязаны усвоить следующие правила пожарной безопасности:

  • не приносить в школу спички, элементы пиротехники, зажигалки;
  • запрещается курить, разводить костры на школьной территории;
  • уметь пользоваться планом эвакуации в случае пожара. Он размещается на видном, доступном месте;
  • сообщать взрослым при появлении запаха дыма, огня.

Старшеклассники. Они хорошо понимают важность соблюдения правил пожарной безопасности и уже могут совершать разумные действия по спасению, предотвращению опасных ситуаций. Их часто привлекают для создания специальных плакатов, макетов, интересных композиций, объясняющих опасность огня и правильного поведения во время пожара. Область ответственности в этом возрасте увеличивается, а потому старшеклассники должны знать следующие правила:

  1. Не разводить костры во время отдыха в оздоровительных лагерях в любом месте без согласования с человеком, отвечающим за пожарную безопасность (и наличии средств тушения неожиданного возгорания).
  2. Не жечь сухую траву. Не курить. В случае обнаружения лесного пожара быстро определить направление ветра и уходить (уводить за собой других) в ту сторону, откуда ветер дует. Рассказать взрослым о месте пожара.
  3. Не бросать бутылки, осколки стекла в разных местах. Они выполняют функции фокусирующей линзы и провоцируют возгорание.

Пожар считается самой тяжелой опасностью для жизни детей, их здоровья. Поэтому основам безопасности уделяется особенное внимание дома, в саду, школе и в дальнейшем при работе на любом предприятии. Проверка знаний по этому предмету проводится регулярно на протяжении всей трудовой деятельности человека.

Обучение правилам безопасности детей в различных жизненных ситуациях является важным моментом заботы сохранения жизни, здоровья ребёнка.

К сожалению, опасность может подстерегать его везде. Что бы он вовремя оценил ситуацию, принял правильное решение, важным моментом считаются полученные знания и пример поведения родителей. Поэтому каждый родитель должен знать, что он должен всегда сам выполнять все требования безопасности. От этого зависит, будет ли выполнять их собственный ребёнок.

Существует проверенный годами перечень элементов поведения, который помогает правильному формированию безопасного поведения детей: