Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Содержимое статьи

Дошкольное образование детей с ограниченными я (подготовительная группа)

В этих группах осуществляется:

Дошкольное образование детей с ОВЗ

В образовательной организации ГБОУ Школа №283, учебных корпусах №3, по адресу: Студеный проезд, дом 26, корпус 3, созданы специальные условия для получения образования слабовидящих дошкольников.

Образовательная среда обеспечивает дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей.

Общей типологической особенностью развития слабовидящих дошкольников вне зависимости от степени и характера зрительного дефекта выступает то, что связь с окружающим миром, его познание, личностные проявления, самопознание, освоение и участие в любом виде деятельности и др. происходят на суженной сенсорной основе. Слабовидящие воспитанники наряду с общими типологическими особенностями развития имеют выраженные индивидуальные достижения в общем развитии и в развитии отдельных личностных сфер.

В соответствии с ФГОС ДО для дошкольников с особыми образовательными потребностями разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.

На каждого воспитанника группой специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) и педагогами образовательной организации разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Это документ, который отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Индивидуальная траектория развития каждого ребенка проектируется по принципу эпигенетического ландшафта (термин Ж.Пиаже). Дети находятся в одном образовательном и социокультурном пространстве, но «движутся» разными маршрутами к «горизонтам» (Н.Н.Поддьяков) своего развития через «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский).

В образовательной организации проводится комплексная лечебно-восстановительная и коррекционно-образовательная работа.

Коррекционно-педагогическая работа строится на положении о самоценности дошкольного возраста, в процессе которой используются основные виды деятельности дошкольников, сохраняются традиционные для дошкольного воспитания подходы к организации жизни и деятельности детей.

Целями коррекционной работы являются:

– создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка;

– социализация и интеграция детей

Достижение поставленных целей осуществляется через решение специфических задач:

– преодоление и предупреждение нарушений развития;

– формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе.

– охрана и укрепление здоровья воспитанников.

Работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) направлена на развитие компенсации и коррекцию нарушений зрения, познавательных процессов, речи, создание необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий.

Направления коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющих функциональные и органические нарушения зрительной системы:

• Развитие зрительного восприятия

• Развитие восприятия пространства и ориентировки в нем

• Развитие осязания и мелкой моторики

• Развитие социально-бытовой ориентировки

• Тифлографика (для слабовидящих с неблагоприятным прогнозом заболевания дошкольников)

• Развитие коммуникативной деятельности (для слабовидящих с неблагоприятным прогнозом заболевания дошкольников)

В тифлопедагогической практике используются интерактивные компьютерные программы: Кодинг, Цветок, Дискотека, Карусель, Охота; специальные приборы: Графика, Рельеф, Школьник, Светлячок, видеоувеличитель Топаз, неготоскопы.

Тифлопедагог координирует и направляет коррекционно-педагогическую работу. Благодаря совместной работе всех специалистов происходит коррекция зрительных функций, развитие компенсаторных возможностей детей.

В каждой группе организованы коррекционные уголки для индивидуальной работы воспитателей с детьми.

Лечебно-восстановительную работу проводят организовано в форме сетевого взаимодействия с ГДП №11.

Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей.

Основная (аппаратная) коррекция направлена на повышение остроты зрения и предусматривает оптическую коррекцию, стимуляцию остаточного зрения, плеоптическое, ортоптическое и диплоптическое лечение.

Лечебная зона образовательной организации оснащена современной медицинской аппаратурой: диагностической (рефрактометр, щелевая лампа), лазерной (ЛОТ, МАКДЕЛ), компьютерной, по цветолечению (АСО, АСИР), по выработке бинокулярного зрения (Бивизиотренер) и др.

Работа медицинского и педагогического персонала является равноценно важным составляющим в системе абилитации и реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением зрения Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-развивающей работы предполагает:

• раннюю всестороннюю диагностику нарушения зрительных функций, позволяющую выявить степень, характер и причины дефекта;

• проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, необходимых для восстановления нарушенных зрительных функций;

• комплексное медико-педагогическое воздействие, стимулирующее дальнейшее формирование зрительных функций;

• преодоление первичных, вторичных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка

• компенсацию и коррекцию зрительных дефектов

• Реализация этих задач требует необходимых педагогических, гигиенических и эргономических условий (искусственной освещённости, соответствующей специальным нормативам; особой аппаратуры; мебели, дидактических материалов и др.).

Учебный корпус №5

Учебный корпус № 5 ГБОУ Школы 283 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья c ТНР и ЗПР. Реализуя программу инклюзивного образования, они интегрированы в массовые группы дошкольного учреждения. Реализация АОП осуществляется через взаимодействие специалистов: воспитателей, учителей – логопедов, педагогов – психологов,инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Специалисты разрабатывают на каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). На основе ИОМ оказывается систематическая коррекционная помощь в соответствии с выявленными нарушениями.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию занятий. Расписание занятий специалистов строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.

Специалистами учебного корпуса №5 активно используются в работе с детьми элементы здоровьесберегающих технологий, релаксация, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, динамические паузы.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в от условий, в которых оно протекает.

В образовательном учреждении созданы комфортные условия для полноценного развития личности ребёнка: наличие отдельных кабинетов для коррекционных занятий, сенсорная комната, стол для пескотерапии, дидактические материалы и пособия, игры, иллюстративно-графический и литературный материалы, новые информационные технологии.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи основными задачами коррекционного обучения учителя-логопеда являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.

Учебный корпус №6

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается, как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В учебном корпусе №6 ГБОУ Школа №283 созданы специальные условия для получения образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Воспитанники с ОВЗ в нашем учебном корпусе обучаются по Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР) и по Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (АООП ЗПР). Реализация АОП осуществляется через взаимодействие специалистов: воспитателей, учителей – логопедов, педагога – психолога, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя. На каждого воспитанника специалисты разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности. Этот документ отражает специальные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. На основе ИОМ оказывается систематическая коррекционная помощь в соответствии с выявленными нарушениями.

В нашем корпусе реализуется программа инклюзивного образования. Дети с ОВЗ и дети–инвалиды интегрированы в массовые группы дошкольного учреждения.

Образовательная среда в учебном корпусе №6 обеспечивает дошкольнику личностный рост с актуализацией и реализацией им адаптивно-компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей.

В образовательном учреждении созданы комфортные условия для полноценного развития личности ребёнка: имеются отдельные кабинеты для коррекционных занятий, сенсорная комната, стол для пескотерапии, дидактические материалы и пособия, игры, иллюстративно-графический и литературный материалы, новые информационные технологии.

Правильно организованная работа команды всех специалистов корпуса создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

Важным условием успешной работы команды специалистов и родителей является взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в нашем учебном корпусе.

Учебный корпус №8

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается, как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

В учебном корпусе № 8 ГБОУ Школы 283 обучаются детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий, такие как: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями слуха.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в нашем учебном корпусе обучаются по: Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с задержкой психического развития (ЗПР); Адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для детей с нарушениями слуха.

Цель психолого-педагогического сопровождения:

• создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

 выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

 возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Для решения данных задач психолого-педагогической поддержки детей необходима не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

В нашей образовательной организации психолого–педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.

Сопровождение детей осуществляют:

 организует взаимодействие педагогов;

 разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;

 проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;

 организует специальную коррекционную работу с детьми,

 повышает уровень психологической компетентности педагогов;

 проводит консультативную работу с родителями и педагогами.

• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

• составляет индивидуальный образовательный маршрут;

• проводит индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые коррекционно-развивающие занятия (формирование фонематических процессов);

• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

 Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

 Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;

 Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физическому воспитанию

• Осуществляет укрепление здоровья детей;

• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

• Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;

• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.

• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;

• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

• применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;

• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

• проводит экскурсии, наблюдения, экспериментальную деятельность;

• беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы;

• игры, упражнения на восприятие цвета и формы;

• упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

• комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);

• обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.

Педагоги активно используются в работе с детьми ОВЗ элементы здоровьесберегающих технологий, такие как подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, динамическая минутка, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика, гимнастика после сна.

Весь учебно-воспитательный процесс направлен на обеспечение физического, психологического, социального и эмоционального развития. Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка ОВЗ, является овладение им игровыми и коммуникативными навыками. Работу по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляем по нескольким направлениям:

• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Для создания благоприятных условий включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальное пространство, наши педагоги создают ситуации успеха в различных видах детской деятельности. Используют технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном учреждении и дома.

Предметно – пространственная среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Выделено пространство для удовлетворения потребности в активном движении детей. Для сенсорного развития изготовлены и подобраны различные пособия: для мелкой моторики с липучками, пуговицами, игры-шнуровки, игры на развитие тактильных и зрительных ощущений. Используются различные музыкальные и шумовые игрушки. Созданы условия для проведения сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами.

Взаимодействие с детьми в организованной образовательной деятельности, носит системный и конструктивный характер. Реализуется через различные организационные формы:

 интегрированные занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые, игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.).

Качественное предоставление образовательных услуг и создание специальных условий для детей с ОВЗ невозможно представить без участия родителей. Именно родитель является лучшим «экспертом» по своему ребёнку. Сопровождая ребёнка в его созревании и сотрудничая со специалистами, родитель часто становится главным координатором в оказании помощи ребёнку. Основой сотрудничества родителей и специалистов становится сосредоточение внимания на общих целях и выполнение задач при взаимной поддержке.

Правильно организованная система профессиональной деятельности, педагога группы, педагога-психолога, учителя-логопеда и других специалистов, методы необходимой направленности воздействия на ребенка, создают условия для успешного обучения и гармонизации психологического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, позволяют ребенку научиться принимать оптимальные решения в различных ситуациях жизненного выбора, способствуют социализации.

Учебный корпус №9

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» №273-ФЗ, ФГОС дошкольного образования, можно отметить, что государственная политика в сфере образования ориентирована на обеспечение права каждому человеку на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

В целях реализации данного права в учебном корпусе № 9 ГБОУ Школа 283 созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья мы считаем:

  • Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
  • Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
  • Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
  • Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничной адаптации в коллектив сверстников общеразвивающей группы.

В нашем учебном корпусе разработана психолого-педагогическая модель сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ, в основе, которой лежит непрерывная коррекционно-развивающая работа. Сопровождение детей осуществляют:

– Педагог-психолог – психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

– Учитель-логопед – диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

– Музыкальный руководитель, реализует программу музыкального воспитания детей С ОВЗ.

– Инструктор по физическому воспитанию разрабатывает и реализует программы по физическому воспитанию детей с ОВЗ, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.

– Воспитатель – обеспечивает всестороннее развитие воспитанников с ОВЗ, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.

Воспитанники с ОВЗ в нашем учебном корпусе обучаются по Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР), также по Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития (АООП ЗПР). На каждого ребёнка с ОВЗ разработан индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности. Все результаты освоения детьми образовательных программ заносятся в индивидуальную карту развития ребёнка, с целью определения динамики.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса;
  • Проведение диагностики ребёнка с ОВЗ специалистами;
  • Разработка индивидуального образовательного маршрута на основе заключения ЦПМПК и результатов диагностики;
  • Организация образовательного пространства (расписание занятий специалистов), составление перспективного плана;
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в дошкольном отделении;
  • Реализация индивидуального образовательного маршрута, проведение коррекционно-развивающей работы;
  • Проведение промежуточной диагностики и анализа, отслеживание динамики развития ребенка с ОВЗ;
  • Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды. То есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

В работе в детьми ОВЗ используются методы и приёмы, направленные на формирование активной позиции ребёнка. Мы обеспечиваем детям постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру.

Взаимодействие с семьёй в целом, а не только с ребёнком, является важным условием успешной работы команды педагогов и родителей. Во время работы с семьёй важно учитывать индивидуальные особенности каждого участника взаимодействия: ребёнка, родителя, близкого взрослого.

Первичные приёмы, консультации, развивающие занятия осуществляются в комфортной для семьи обстановке, чтобы снизить уровень тревожности и внутреннего напряжения родителей. Активное участие семьи в реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования способствует тому, что родители конструктивно решают вопросы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ в нашем учебном корпусе.

Учебный корпус №11

Учебный корпус № 11 ГБОУ Школы 283 посещают дети с ограниченными возможностями здоровья Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья в нашем корпусе обучаются по Адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушения речи (АООП). АООП определяет содержание и организацию образовательного процесса. Реализация программы осуществляется через взаимодействие специалистов: воспитателей, учителей – логопедов, педагогов – психологов, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя.

Специалисты разрабатывают на каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). На основе ИОМ оказывается систематическая коррекционная помощь в соответствии с выявленными нарушениями. Расписание занятий специалистов строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занятия подразделяются на подгрупповые и индивидуальные.

Специалисты учебного корпуса № 11 используют в работе с детьми, артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, динамические паузы.

Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и в от условий, в которых оно протекает.

В образовательном учреждении созданы комфортные условия для полноценного развития личности ребёнка: наличие отдельных кабинетов для коррекционных занятий, дидактические материалы и пособия, игры, иллюстративно-графический и литературный материалы.

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи основными задачами коррекционного обучения учителя-логопеда являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыков связной речи.
  • развитие мелкой моторики

Систематическое коррекционное обучение позволит воспитанникам успешно перейти на школьный уровень образования.

Учебный корпус №12

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В дошкольных учебных учебных корпусах ГБОУ Школы №283 создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п. 23, приказ Минобрнауки № 1015).

К специальным условиям обучения относятся:

  • Использование адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП). Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана.
  • Использование специальных методов обучения и воспитания. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы.
  • Использование специальных учебников и специальных учебных пособий, дидактических материалов.
  • Использование специальных технических и средств обучения как коллективного, так и индивидуального пользования.
  • Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.
  • Обеспечение доступа в здание образовательного учреждения.

Все перечисленные условия способствуют получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.

Подробно остановимся на психолого-педагогическом сопровождении.

Психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • Наличие в штатном расписании специалистов (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог).
  • Проведение комплексной диагностики особых потребностей, возможностей, способностей ребенка и анализ результатов.
  • Разработка индивидуальной программы развития, в том числе коррекционной программы.
  • Реализация мероприятий (проведение коррекционных занятий) в соответствии с индивидуальной программой развития.
  • Отслеживание динамики развития ребенка.
  • Консультации специалистами педагогов и родителей, оказание методической помощи.
  • Анализ эффективности работы команды специалистов.
  • Психологическая поддержка всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, обучающихся).

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.

С учетом имеющихся ресурсных возможностей, исходя из запросов родителей (законных представителей), в 2017- 2018 учебном году в Корпусе №3 ГБОУ Школа №283 по адресу: Студеный проезд, дом 26 функционируют 4 группы для слабовидящих дошкольников.

Дошкольное образование детей с ОВЗ

…нуждаются не только в особом уходе, но и отношении общественности и образовании. Статус ОВЗ, означает, что у ребенка есть проблемы со здоровьем и ему требуется коррекция образовательной программы. Он используется в основном для того, чтобы подобрать правильную систему обучения, и в дальнейшем повзрослевший человек мог претендовать на место в социуме. Чем раньше будет установлено отклонение от нормы в здоровье, тем больше вероятность того, что после лечения и обучения он не будет отличаться от сверстников.

дети с овз

Дошкольное обучение отталкивается от вида заболевания

Ограничение возможностей здоровья обнаруживают при прохождении медицинской комиссии, чем раньше будет обнаружено серьезное заболевание, тем эффективнее будут коррекционные занятия. Прошедшие коррекционный курс, при обнаружении заболеваний до двух лет, достаточно часто добиваются хороших успехов в социализации и коммуникации, если не победив недуг, то научившись с ним бороться

Ограниченные возможности здоровья имеют дети с различными заболеваниями. Чтобы адекватно разработать программу обучения и коррекции, нарушения условно разделили на несколько категорий:

  • опорно-двигательного аппарата;
  • слуха;
  • зрения;
  • развития речи;
  • интеллектуального развития;
  • поведения и общения;
  • комплексное нарушение развития.

Все они предполагают особое отношение и подход. Ранняя диагностика и дошкольное образование приведут к тому, что родители смогут надеяться на инклюзивную интеграцию в обычную общеобразовательную школу. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше.

Особенности детей с ОВЗ

Каждая категория детей с ОВЗ имеет свои особенности, но существуют и общие, одинаковые для всех:

  • ребенок отстает в развитии;
  • ему тяжело общаться с другими;
  • он обладает искаженным мировосприятием;
  • ему нужна коррекция нарушений, вызванных заболеванием;
  • потребуется помощь в социальной адаптации и общении с остальными детьми.

Это не говорит о том, что они не могут пребывать в одном детском саду с обычными, здоровыми детьми. При правильном подходе, нахождение в социуме ему пойдет на пользу, поэтому лучше не избегать этого.

Дошкольная программа для детей с ОВЗ

Дошкольное воспитание детей с ОВЗ, практически не отличается от программы подготовки к школе обычных первоклашек. Они сталкиваются с тем же потоком информации, что и их сверстники. Вот только учебная программа обязательно смешивается с коррекционными методиками, которые позволяют лучше преподнести информацию и способствовать адаптации.

Особенности подхода к таким детям изучаются на специальных курсах повышения квалификации, в детском дошкольном учреждении должен быть квалифицированный педагог, понимающий проблемы детей с ОВЗ.

Государство субсидирует распространение инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому все больше детских садов имеют достаточное обеспечение для обучения особых детей. Кроме того, службы социальной защиты предлагают помощь родителям, организовывая встречи, клубы, лагеря и тематические собрания.

Правила обучения детей с ОВЗ

Практически каждый гражданин страны должен иметь среднее образование и дети с ОВЗ в этом случае не исключение. Главный человек в жизни такого ребенка, который определяет все его потребности – родитель. Только с его помощью и усилиями, человек с особыми потребностями может стать полноценным членом общества. Правила обучения детей с ОВЗ не слишком отличаются от требований к организации учебного процесса обычного ребенка. Только учитываются особые потребности:

  • на ребенка нельзя давить;
  • дети с ОВЗ плохо воспринимают новую информацию, им может понадобиться дополнительное объяснение;
  • обязательна коррекционная работа;
  • обязательно делается упор на социализацию и коммуникацию.

При поступлении ребенка в детский сад, дошкольное учреждение должно предоставить ему возможность контактировать с другими детьми, скорректировать учебную программу, учесть физиологические особенности и обеспечить свободу передвижения.

Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ

Особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ в том, что любое нарушение здоровья сказывается на психике и развитии. Кроме того, некоторые дефекты могут мешать правильной обработке полученной информации. В дошкольном учреждении, все образование проводится в игровой форме, с применением современных технологий и методик, для наиболее эффективного освоения программы. Кроме того, в некоторых случаях к группе прикрепляется дополнительный персонал, который уделяет особое внимание детям с ОВЗ.

ФГОС и АООП для дошкольников с ОВЗ

ФГОС – федеральная программа государственного стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Она учитывает все потребности и нужды детей с различными нарушениями. Программа включает в себя несколько этапов:

  • сбор сведений о ребенке;
  • определение уровня его образовательных потребностей;
  • определение образовательного маршрута.

На основе полученных данных разрабатывается АООП – адаптированная индивидуальная образовательная программа, на основе которой и происходит обучение, как в школе, так и дошкольных учреждениях.

822b228afb2ff457d5f392eb9646bd3c_big

Основные задачи при обучении ребенка дошкольника с ОВЗ

Педагог, продумывая образовательные методики, обязательно учитывает основные проблемы при обучении ребенка.

Основные проблемы ребенка с ОВЗ

Проблема Методика ее решения
проблема с коммуникацией организовать общение с другими детьми из группы
определенная проблема со здоровьем коррекционные занятия
искаженное мировосприятие сенсорная терапия
инфантильность игры общение в группе

Программа работы с дошкольником ОВЗ, утверждается отдельно с учетом всех его проблем и способности готовиться к школе. Основная задача воспитателя и родителей подготовить школьника морально и психологически к тому, что он будет учиться в коллективе. Если он не будет чего-то знать, это можно будет догнать позже, а вот если он не будет хотеть учиться в школе, возникнут проблемы психологического характера.

Дети с ОВЗ нуждаются в отдельном образовании

Ребенок с ОВЗ нуждается в отдельной образовательной программе. При этом необязательно он должен осваивать с отрывом от коллектива. Преподаватели, воспитатели, педагоги должны быть заинтересованы в социализации такого человека. Поэтому любой план начинается с того, как правильно подобрать комплекс занятий для всей группы, чтобы абсолютно все дети чувствовали себя в ней комфортно и не отставали.

Большая часть методик повторяет друг друга и применяется как в работе с обычными детьми, так и теми, кто имеет особые потребности. Например, цветотерапия, арт-терапия, аудиотерапия – все они используются для подготовки любых дошкольников, также, как и детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ в детском саду

Каждый ребенок, вне зависимости от психического и физического состояния здоровья, имеет право на получение полноценного образования. При обучении малышей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается специальная программа развития, учитывающая индивидуальные особенности крохи. Итак, читаем статью: дети с ОВЗ в детском саду.

Социализация детей с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ это..

Под здоровьем подразумевают полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Важно! На сегодняшний день до 80% малышей появляются на свет незрелыми. А в период обучения отстают от программы по причине плохого состояния здоровья.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.

Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.

Дети с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида

Детские учреждения дошкольного образования в России делятся на два вида:

  1. Комбинированный. В группы садика зачисляют здоровых детей и малышей с небольшими отклонениями в легкой форме. Наполнение групп происходит в стандартном порядке, ко всем маленьким посетителям применяют одинаковые требования. Но при этом для крох с особенностями здоровья разрабатывают индивидуальные программы, минимально отличающиеся от программ общего развития.
  2. Компенсирующий. Такие детские сады посещают малыши со значительными отклонениями в физическом или психическом здоровье. Их обучение направлено не только на познавательную деятельность, но и на максимальное устранение дефектов здоровья и социальную адаптацию.

Каждый детский сад для малышей с ОВЗ проходит ежегодную аттестацию.

Дети с ОВЗ в детском саду

В отличие от обычного садика, в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья, называемыми ДОУ (дошкольные общеобразовательные учреждения) занятия проводятся в соответствии с уровнем здоровья каждого крохи.

В группе детского сада для детей с ОВЗ обычно обучается не более 10-15 человек, при тяжелых формах отклонений у малышей – до 5 человек.

Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционную группу детского сада могут посещать дети, имеющие следующие дефекты развития:

  • задержка психического развития в легкой степени;
  • зрительные, слуховые или речевые отклонения;
  • педагогическая запущенность;
  • аллергические проявления в тяжелой форме;
  • нарушения двигательной активности в легкой форме;
  • длительность и частота различных общих заболеваний;
  • негативные психические проявления.

Решение о зачислении в ту или иную группу детского сада для малышей с ограниченными возможностями здоровья принимают медицинские сотрудники и территориальная психолого-медико- педагогическая комиссия (ПМПК), выдающая заключение об общем состоянии здоровья и рекомендации по дальнейшему развитию и обучению ребенка.

задачи ПМПК

Если отклонения незначительные, возможно посещение комбинированных групп. При серьезных нарушениях здоровья у малыша обучение будет проходить в специализированном образовательном учреждении, где создаются оптимально благоприятные условия для получения необходимых знаний.

Дети с ОВЗ в детском саду

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС

ФГОС – это набор единых стандартов, принятых на государственном уровне и регулирующих образовательные процессы.

Работа с детьми с ОВЗ в детском саду по ФГОС

При работе с детьми с особенностями развития в дошкольных учреждениях применяются следующие принципы:

  1. Поддержание стремления и желания получать знания.
  2. Использование индивидуального подхода к обучению.
  3. Поддержка социального взаимодействия среди малышей.
  4. Сохранение индивидуального подхода при совместных занятиях.
  5. Всестороннее развитие в максимально возможном объеме.
  6. Отслеживание динамики развития малыша.
  7. Взаимодействие с семьями воспитанников на всех этапах обучения.

Индивидуальные программы по обучению детей с ОВЗ включают:

  • трудовую дисциплину;
  • восприятие мира и понимание личности крохи в этом мире;
  • оздоровительное воспитание;
  • ознакомление с правилами личной гигиены;
  • воспитание любви к спорту;
  • знакомство детей с правами человека;
  • духовное развитие и выявление творческих способностей;
  • развитие способностей детей к самоанализу;
  • формирование интереса к познанию и изучению;
  • обучение навыкам самообслуживания и самостоятельности;
  • развитие любознательности;
  • корректировка речевых нарушений детей.

Адаптационный период в детском саду

Адаптационный период в детском саду

Адаптационный период в детском саду даже для здоровых детей часто проходит с негативными проявлениями. Образовательное учреждение для малышей с особенностями развития и вовсе кажется совершенно новым, незнакомым и пугающим миром. Поэтому очень важно, чтобы отношения в нем были дружелюбными, способствующими максимальному раскрепощению и развитию детей.

Обычно на преодоление адаптационного периода необходимо около 2 месяцев, после чего на смену приходит начало применения реабилитационной программы.

Важно! В соответствии с ФГОС, специализированные детские сады и их сотрудники могут самостоятельно разрабатывать и внедрять программы по обучению малышей с ОВЗ.

Особенности комплексного сопровождения детей с ОВЗ

Для успешного обучения малыша с ограниченными возможностями здоровья необходима совместная помощь следующих специалистов:

  • воспитателей;
  • логопедов;
  • дефектологов;
  • терапевтов;
  • психологов;
  • массажистов и др.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в детском саду

Положительными сторонами комплексного подхода в обучении детей с ОВЗ являются:

  • единство образовательных, коррекционных и воспитательных задач;
  • воспитание самостоятельности малышей, повышение познавательной активности с опорой на личный опыт детей;
  • выявление и использование в максимальной степени резервов психического развития каждого ребенка;
  • разнообразие методов и дидактического материала в работе различных специалистов;
  • последовательность в обучении и систематичность в закреплении новых навыков и умений;
  • достижение успеха на каждом занятии как способ стимуляции обучения.

Немаловажную роль играет помощь родителей в обучении своих детей, имеющих особенности здоровья. Педагоги детского сада должны проводить постоянную работу с мамами и папами воспитанников в виде семинаров, консультаций и бесед, направленных на ознакомление со способами развития крох в домашних условиях, в свободное время.

Специфика работы с детьми с нарушениями зрения: видео

родительское собрание в детском саду

Воспитатели детского сада проводят разнообразные консультации с мамами и папами детей, задачами таких бесед являются:

  • оказание профессиональной помощи крохам в домашних условиях в вопросах воспитания и образования;
  • предотвращение возникновения вторичных нарушений развития;
  • совместное определение методов обучения каждого ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • определение интервалов труда и отдыха, для исключения переутомлений, в детском учреждении и дома;
  • подготовка и вовлечение родителей в образовательный процесс для наиболее успешной реализации коррекционной программы.

Для установления контакта воспитателей с близкими людьми малышей проводятся беседы, анкетирование, опросы, родительские собрания, дни открытых дверей, детские праздники и развлечения с участием родственников, родительские часы, открытые занятия, оформляются стенды с информацией и тематические выставки с детскими работами. Наиболее эффективными являются индивидуальные консультации.

Участие родителей в образовательной деятельности ребенка стимулирует и вдохновляет близких, помогает осваивать новые методы общения в семье, приводит в соответствие возможности малыша и требования родителей к нему, при этом формируется активная позиция и адекватная самооценка крохи.

Формирование правильной оценки физического и психического состояния, а также повышение просвещенности родителей в области воспитания ребенка с ОВЗ помогает детям лучше усваивать полученный на занятиях материал, проявлять заинтересованность к новым знаниям, а близким людям принимать более активное участие в обучающем процессе.

Индивидуальное занятие с ребенком

Обучение детей с ОВЗ в детском саду

К основным направлениям коррекционной работы с детьми с ОВЗ относятся:

  1. Развитие физического здоровья. Специалист по лечебной или физической культуре (ЛФК) разрабатывает для каждого ребенка индивидуальную программу занятий и упражнений, направленных на устранение или поправление имеющихся дефектов.

Физкультура оказывает всестороннее благоприятное воздействие:

  • вырабатывает силу воли;
  • помогает детям принимать самостоятельные решения;
  • воспитывает активную позицию в жизни;
  • делает ребенка сильнее и выносливее во всех отношениях;
  • учит выходить из сложных ситуаций самостоятельно.
  • Социально-коммуникативное воспитание. Детям с особенностями развития очень важно научиться элементарным бытовым вещам и самообслуживанию для дальнейшей успешной социализации.
  • Познавательное развитие. Для обучения ребенка исследованию окружающего мира применяют различные методы и приемы, подходящие конкретному малышу с определенным психическим и физическим здоровьем.
  • Художественно-эстетическое воспитание. Малыши с ОВЗ очень восприимчивы к искусству, музыке и всему красивому. Для развития навыков общения с товарищами и взрослыми, мелкой моторики и работы с различными материалами с детьми проводят занятия по лепке, конструированию, рисованию, музыке и т.д.

Читайте также статьи:

Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья

Сотрудники детского сада для детей с ОВЗ

Сотрудниками детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья являются воспитатели высшей категории, прошедшие специальное обучение и ознакомленные с методами работы с такими малышами и способами корректировки нарушений в их развитии.

Сотрудники детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья

Перед составлением индивидуального плана обучения ребенка проводятся беседы, как с малышом, так и с его родителями, тщательно изучают медицинскую карту малыша, обследуют психическое и физическое состояние крохи.

Обучение в детском саду для детей с ограниченными возможностями здоровья является полностью бесплатным.

Социализация детей с ОВЗ в детском саду

Социализация любого ребенка возможна только при общении с другими людьми.

Социализация детей с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ в детском саду. Одной из главных задач социализации детей с ограниченными возможностями здоровья для педагогов является вовлечение малышей в коллектив.

В ходе общения со сверстниками и взрослыми у ребенка формируются:

  • характер, развиваются личностные качества;
  • новые необходимые умения и знания, нормы этики и морали;
  • духовные ценности;
  • речевые навыки;
  • любовь к учебе и знаниям, к труду;
  • образцы поведения в обществе;
  • собственные взгляды и убеждения.

У малышей с ОВЗ возможны различные проблемы с привыканием к новому стилю общения в садике, требованиям, режиму дня, социальным контактам. В ходе адаптации у детей могут проявляться неадекватные поведенческие реакции, понижение самооценки, усиление тревожности по причине неуверенности в себе и собственных силах, а также отсутствия самостоятельности.

Но при совместных усилиях педагогов и родителей постепенно достигается успешная адаптация малышей.

дети в детском саду

Дети с ОВЗ в детском саду. Включение детей в общение в раннем возрасте доступно в различных видах деятельности:

  • трудовой;
  • игровой;
  • музыкальной;
  • познавательной;
  • художественной;
  • исследовательской.

Для развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья малышей активно вовлекают в массовые мероприятия, развлечения и праздники, театрализованную деятельность, спортивные соревнования, которые проводятся в образовательном учреждении.

Основные принципы инклюзивного обучения

Успешная социализация также невозможна без включения в совместное взаимодействие родителей крох.

На сегодня во многих детских садах применяют принципы инклюзивного образования, когда дети с ОВЗ совместно пребывают на одной территории и занимаются одним видом деятельности со здоровыми детьми.

Это исключает дискриминацию «особенных» малышей и обеспечивает равное отношение ко всем крохам, при этом одновременно создаются все условия для воспитанников с индивидуальными потребностями в области образования.

Основные принципы инклюзивного обучения

Основные принципы инклюзивного обучения

Дети с ОВЗ в детском саду. К принципам инклюзивного обучения относятся:

  1. Каждый человек способен мыслить и чувствовать.
  2. Человеческая ценность не имеет зависимости от его достижений.
  3. Люди не могут обходиться друг без друга.
  4. Каждый человек имеет право на общение.
  5. Образование может быть получено только в ходе взаимоотношений.
  6. Разнообразие улучшает жизнь всесторонне.
  7. Для обучающихся прогресс заключается в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.
  8. Каждому человеку необходимо чувствовать поддержку близких людей.

Важно! Основной психологической причиной проблем с социализацией малышей с ОВЗ является отношение к собственной патологии, считает себя ребенок «нормальным» или «неполноценным».

Введение данных принципов инклюзивного образования позволяет здоровым детям в детском саду общаться и играть с малышами с ОВЗ с пониманием.

Инклюзия в ДОУ: видео

Питание детей с ОВЗ в детском саду

Правильное питание является обязательным условием для поддержания здоровья и отличного самочувствия детей, повышения устойчивости к заболеваниям инфекционного характера и другим отрицательным факторам, а также обеспечения высокой работоспособности и нормального усвоения новых знаний.

В детском саду всем малышам обеспечивают ежедневное сбалансированное четырехразовое питание, что составляет около 90% рациона в сутки.

Питание выдается в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным с учетом физиологических потребностей детей дошкольного возраста. Оно должно включать все группы продуктов, а также исключать частое повторение одних и тех же блюд и обеспечивать поступление в организм необходимых пищевых веществ и энергии.

Нормы потребностей детей в энергии и полезных веществах (таблица)

Из ежедневного рациона исключают продукты, способные привести к раздражению слизистой оболочки пищеварительных органов, блюда, способные вызвать ухудшение самочувствия детей при различных хронических заболеваниях.

Также меню составляется с учетом индивидуальных особенностей малышей. Если у ребенка аллергия на определенный продукт или блюдо, его полностью исключают из рациона конкретного крохи.

В первые 3 года жизни ребенок получает 60-70% всех знаний об окружающем их мире! Поэтому очень важно для малыша своевременно получить необходимые знания и умения. Для воспитания и развития малышей с ОВЗ педагогам необходима специальная подготовка, образование и огромное желание помогать таким малышам. При совместных усилиях специалистов и родителей дети с ограниченными возможностями здоровья добиваются отличных результатов в обучении.

Здоровья Вам и Вашим близким! Наталья Белокопытова.